Информационное агентство Finam.ru провело онлайн-конференцию на тему «Путь на Восток: Россия в поиске новых рынков». Ее участники считают наиболее перспективными рынками для России растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом в выигрышном положении окажутся нефтегазовые компании и производители удобрений.

На фоне беспрецедентных санкций и разрыва многолетних деловых связей с европейскими странами Россия переориентирует свою экономику на Восток. Так, только с Китаем товарооборот в первой половине текущего года вырос на 29% (год к году) до $97,7 млрд. Однако Поднебесной интересы российского бизнеса не ограничиваются, отмечает ведущий аналитик отдела анализа финансовых рынков «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов. По его словам, России прежде всего интересны растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Индия, Индонезия, Малайзия. 

Главная цель налаживания торговых связей с азиатскими государствами – обеспечить валютные доходы казны через продажу нефти и нефтепродуктов, удобрений, металлов и других товаров российского экспорта, подчеркивает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. В свою очередь, Баженов бенефициаром переориентации называет «Роснефть», у которой уже была большая доля экспорта на азиатские рынки: «Обратить внимание стоит на «Новатэк», который легко может перенаправить поставки СПГ. Также перспективно выглядят «Фосагро», «Русагро» и «Акрон» – компании достаточно диверсифицированы по поставкам и занимают лидирующие позиции в жизненно важных отраслях».

Что касается импорта, то восточные партнеры могут поставлять в Россию продовольствие, продукцию легкой промышленности и лекарства, отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Тем не менее не весь выпадающий импорт удастся заместить, считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев: «В первую очередь речь идет о продукции высокотехнологичного машиностроения, в том числе транспортного, приборостроения, и электронике». Также сложно будет заменить западные нефтесервисные технологии, медицинское оборудование, полупроводники, оборудование для сжижения газа и турбины, подчеркивает Беленькая.

Впрочем, полностью внешняя торговля США и ЕС с Россией свернута не будет, уверены участники конференции. «Европа пока не может полностью отказаться от российской нефти и тем более от российского газа, – рассказывает Беленькая. Кроме того, из-под санкций намеренно выведены продукты питания и удобрения. Поэтому каналы для обслуживания остающихся внешнеторговых операций все равно будут нужны, просто их количество и доступность могут значительно сократиться».

Может быть интересно: Что будет, если цены на нефть упадут до $60 за баррель

В преддверии встречи ОПЕК+ (для обсуждения квот на добычу на сентябрь) цены на нефть снижаются на ожиданиях замедления мировой экономики и сокращения спроса на нефть.

Так, сентябрьский контракт на нефть марки Brent торгуется ниже $100 за баррель. На рынке практически нет сомнений, что ОПЕК+ сохранит текущую политику по ежемесячному увеличению квот на добычу. При этом, страны-участники по-прежнему будут существенно отставать по добыче от своих же лимитов. Более того, вероятно, что с учетом роста квот и возможного падения добычи в России разрыв между уровнем добычи и квотами ОПЕК+ будет лишь нарастать.

Продолжение

 

Комментарии