В последние недели рубль закрепился выше отметки 90 рублей за доллар и в целом крайне мало реагирует и на растущую нефть, и на налоговый период, не находя поводов для укрепления. Последние разы, когда движение рубля можно было объяснить конкретными событиями, были в начале мая (тогда укрепление в большей степени могло быть связано с продажами валюты для выплаты дивидендов, и, возможно, с окончанием покупок валюты под сделки M&A, тогда еще не ограниченными по объёмам покупок валюты за месяц) и в конце июня (ослабление на фоне политической напряжённости).
На наш взгляд, самым важным фактором, лишающим рубль поддержки, остается слабый счет текущих операций. В опубликованном вчера докладе о ДКП ЦБ, например, оценивает его крайне консервативно – на уровне лишь $26 млрд за год в целом. Вероятно, предварительная статистика по внешнему сектору будет ретроспективно пересматриваться (так как уже за 1 полугодие 2023 года профицит текущего счета оценивается в $20,2 млрд). Среди негативных факторов выступает как сокращение добычи и экспорта углеводородов, так и активный рост импорта (судя по оперативным данным ЦБ, в последнее время ускорился импорт услуг на фоне роста числа зарубежных поездок).
Мы все же полагаем, что ситуация с экспортом должна улучшиться ближе к концу года (чему будет способствовать сужение ценовых дисконтов по нефти и, соответственно, повышение стоимостных объемов нефтегазового экспорта), оставляя рублю шансы на укрепление в диапазон 80-85 рублей за доллар. Впрочем, факторы, которые могли бы нивелировать такое улучшение, достаточно сильны. Речь, прежде всего, идет о значительной доле рубля в операциях, учитываемых в платежном балансе (это не только экспорт и импорт, но и дивиденды и ряд финансовых операций).
Это, на наш взгляд, уменьшает необходимость конвертировать большие объемы валюты для финансирования внутренних расходов (что потенциально уменьшает предложение валюты). При этом, судя по последним комментариям ЦБ, доля поступающей в страну валюты не снизилась, и регулятор также не упоминал о сокращении потока конверсии. Это означает, что по крайней мере пока слабость рубля может быть продиктована не этим фактором, а сокращением размера профицита текущего счета в целом.
Комментарии