Важно, что мы не отказались от госсектора

Все отраслевые эксперты сходятся во мнении, что 2009 год окажется не самым удачным для российского IT-сектора. Председатель совета директоров компании «Армада» АЛЕКСЕЙ КУЗОВКИН рассказал корреспонденту РБК daily АННЕ ФАДЕЕВОЙ, почему кризис поднял качество услуг на рынке, а также поделился секретом, на каких клиентов надо делать ставку в нелегкие времена.

— Первая волна кризиса пройдена, и различные отрасли отмечают незначительный рост. Как обстоят дела в IT-секторе?

— Сокращение спроса привело к естественному росту конкуренции. Еще год назад IT-компания могла проинвестировать десять новых направлений бизнеса и не получить результат. И несмотря на это, она продолжала существовать. Сегодня это невозможно: если у тебя есть проект, он должен быть успешным, если ты инвестируешь, ты должен делать это очень аккуратно. Весь прошедший год IT-компании учились оптимизации и выстраивали более эффективные бизнес-процессы. Сейчас не наблюдается восстановление спроса, и скорее всего весь 2010 год будет тяжелым. Хотя в некоторых сегментах, например в банковском и государственном, продолжаются инвестиции в IT, но о восстановлении спроса пока говорить рано.

— А как вы старались пережить трудные времена?

— Большинство компаний столкнулись с необходимостью уменьшения бизнеса, сокращением штата и, как следствие, реорганизацией «вниз». Трудно приходится компаниям, которые активно развивали бизнес за счет привлечения кредитов. «Армаде» удалось вовремя вернуть уже привлеченный кредит в размере 16 млн долл. Сейчас у нас нет долгосрочных долгов.

Еще одним важным фактором стало то, что мы не отказались от госсектора. Часть компаний посчитала, что государство может стать финансово ненадежным клиентом, и, опасаясь неплатежей, сконцентрировалась исключительно на коммерческом секторе. Как показала практика, такой подход был не самым удачным решением. Доля госзаказов в доходах «Армады» по итогам 2009 года будет более 60%. Мы изначально сделали ставку на этот рынок, и это второй фактор, придающий стабильность нашему бизнесу.

— В последнее время крупные компании начали избавляться от низкодоходных активов — в частности, IBS продала Depo computers. В составе группы тоже есть сборщик — «Гелиос IT-оператор». Каковы ваши планы в отношении этой компании?

— Производство оборудования — это один из самых наиболее пострадавших от кризиса сегментов. В нашем случае «Гелиос IT-оператор», во-первых, занимается исключительно проектами для корпоративных заказчиков, а во-вторых, поставки техники собственного производства в бизнесе «Гелиоса» не превышает 35%, остальное занимают интеграционные проекты, IT-консалтинг, услуги в области информационной безопасности и аутсорсинг. Мы постоянно увеличиваем долю услуг — это необходимая составляющая бизнеса «Армады», которая позволяет компаниям группы участвовать в крупных комплексных проектах.

— Скажутся ли антикризисные меры на отчетности 2009 года?

— Благодаря проведенным мерам по сокращению затрат «Армада» планирует закончить 2009 год со значительным увеличением рентабельности по показателю EBITDA, до 12—16%. Выручка может составить от 4 до 5 млрд руб. Компания имеет стабильный портфель заказов. Доля ни одного из наших крупнейших клиентов по-прежнему не превышает 7% от совокупной выручки «Армады».

— Недавно вы говорили, что в кризис можно выгодно купить довольно хорошую компанию за небольшие деньги...

— Сейчас идут переговоры по покупке двух компаний в Центральном регионе. Мы планируем до конца года закрыть обе сделки. Общая сумма покупок может составить до 30 млн руб. Это компании, которые занимаются разработкой софта и услуг.

— Раньше для покупок вы привлекали кредиты, как будут оплачиваться эти сделки?

— Скорее всего сделки будут оплачиваться не деньгами, а акциями «Армады». Точнее, это будет комбинация акций и средств. Но доля бумаг должна быть больше. Надеюсь, что стабилизация экономической ситуации позволит нам реализовать выгодные для всех участников возможности.

— «Армада» — это в первую очередь московская компания, нет ли у вас планов регионального развития?

— Мы не хотели сами расширяться, но скорее всего придется, чтобы более продуктивно продвигать продукты Linux. Пока нет четких планов в этой области, возможно, будут разработаны партнерские программы.

— Какие направления IT-рынка вы считаете наиболее перспективными для развития?

— Сейчас мы заметно переориентируемся на госсектор, где по-настоящему еще очень мало что сделано. Даже внутренняя автоматизация ведомств находится на низком уровне, не говоря уже о межведомственном взаимодействии и электронных госуслугах. Мы, безусловно, будем инвестировать в это большое и важное для нас направление.

Говоря об инновациях, могу сказать, что «Армада» одна из первых увидела большой потенциал свободного программного обеспечения (СПО). Я уверен, что в ближайшие годы внедрение свободных программ в образовании, здравоохранении и органах госвласти будет быстро набирать обороты. СПО — это серьезная альтернатива дорогостоящим иностранным продуктам. Долгосрочный эффект отказа от дорогих лицензий особенно понятен в период кризиса. И мы будем наращивать свою долю в данном сегменте.

Алексей Кузовкин работал в группе РБК с 1993 года. В 2000 году занял пост вице-президента по информационным технологиям «РБК Информационные технологии», а годом позже назначен на должность генерального директора компании «РБК Софт». С 2007 года являлся генеральным директором «Армады». В июле 2009 года Алексей Кузовкин назначен председателем совета директоров «Армады».

Комментарии