Вчерашнее падение стоимости акций «Яндекса» (YNDX) на 4,8% можно считать поводом для покупки для тех, кто торгует с короткими или средними горизонтами. 

Впрочем, страх был скорее формальным, поэтому бумаги уже подорожали на 1,8%. Так что много на этой просадке уже не выиграешь. Это не мощное снижение акций Alibaba (BABA), которые ещё недавно стоили на треть дешевле пиковых значений. В том случае инвесторы не знали, продолжит ли китайский гигант вовсе существовать как целостная компания, или партия решит, что пора его разделить на части. Претензии были, по сути, те же самые: торможение инноваций.  Но там инновации реально прорывные, а государство намерено стать мировым лидером в искусственном интеллекте, так что там в самом деле вопрос был нешуточный. В нашем случае вопрос, скорее, шуточный, или развлекательный.

В конце февраля ФАС обязала «Яндекс» обеспечить равные условия для продвижения собственных и независимых сервисов в поисковой выдаче. Условия продвижения в поиске также должны стать равными для всех. Обеспечение такого равенства для доминирующего поисковика никакого экономического смысла не имеет. В девяностые, когда поисковых машин было много, действительно, продвигая собственные ресурсы в ущерб качеству поиска, игроки поискового рынка могли потерять клиентов. Но теперь, когда поисковый рынок везде поделен между двумя игроками, объективной необходимости удерживаться от победы на собственном поле у «хозяев стадиона» нет. Поэтому остальным приходится просить антимонопольные органы о защите, но понятно, что это помогает лишь решить проблемы сегодняшнего дня. Решать проблемы завтрашнего развития поисковик для независимых игроков точно не будет. А свои проблемы решит каким-нибудь другим способом, например, интенсифицируя обмен трафика между собственными проектами. Теперь ФАС предъявила иск.

Возможные санкции ФАС на бизнес «Яндекса» значительного влияния не окажут. Да, предположим, ФАС докажет, что поисковик лучше продвигает собственные проекты, чем независимые. Но доля этих собственных проектов в выручке невелика, это не поиск и не «Такси». Единственное направление, по которому претензии конкурентов могут насолить российскому ИТ-гиганту – это продвижение маркетплейса «Яндекс.Маркет», поскольку оно существенно для будущего компании. Электронная коммерция – это большой сегмент экономики, глобально его объём составляет $3,5-4 трлн и сопоставим с ИКТ-сектором в целом. Поэтому «Яндекс», конечно, вполне мог бы пожертвовать вторичными направлениями, чтобы выиграть свободу действий в отношении «Маркета». Но, вероятно, это – слишком сложная комбинация. 

Кстати, от упорства «Яндекса» в выигрыше могут оказаться другие генераторы трафика – различные рекламные, обменные, тизерные сети. В прошлом году коронавирус нанёс сокрушительный удар по отечественному рекламному рынку. В частности, выручка прессы упала на 47%, в том числе газет – на 50%. А вот поисковая реклама устояла – не выросла, но и не потеряла. Быстро развивающимся маркетплейсам, магазинам, сервисам нужен трафик. Если он становится недоступен на поисковых машинах, они обратятся к альтернативным источникам и немного их реанимируют.

Целевая цена по акциям «Яндекса» на конец года – от 5900 до 6400 рублей.

Комментарии