В 2021 году ритейл вышел на новый конкурентный уровень, появились новые сильные игроки, маркетплейсы укрепили позиции, а уровень цифровизации кратно возрос. В подобных условиях крайне сложно удержать клиентов и не потерять долю рынка. В связи с чем маркетплейсы начали создавать собственные экосистемы, которые включают финансовые сервисы и даже банки.

В феврале свой банк появился у Wildberries, изначально он назывался «Стандарт-кредит», но в августе был переименован в Вайлдберриз банк. Ozon учредил микрофинансовую компанию Озон кредит также в феврале, а уже в мае закрыл сделку по покупке Оней банка за 615 млн рублей. В декабре ритейлер запустил банковский инструмент «Ozon Счет» на базе собственного банка. «Яндекс» также начал с платежного сервиса Yandex Pay в марте, а в июле уже купил банк Акрополь за 1,1 млрд руб. При этом 2 из 3 маркетплейсов к концу года активно докапитализировали свои банки. Так, за три осенних месяца рост капитализации составил 1,6х у Яндекс банка и 2х у Озон банка.

Маркетплейсы приобретают банки для развития собственного финтех-направления, что приводит к упрощению операций с контрагентами и удержанию клиентов. В силу больших оборотов у них есть все рычаги стимулирования для включения участников рынка в свою систему. Так, к примеру, «Ozon Счёт» позволяет покупателям получать кешбэк до 30% за покупки на площадке Ozon, а Яндекс банк будет выдавать кредиты водителям и курьерам.

В 2021 году, помимо усиления маркетплейсов произошел, еще ряд изменений в ритейле – некоторые крупные игроки усилили свои позиции за счет сделок по слиянию и поглощению, большинство игроков стали развивать собственные приложения, а экспресс доставки стали обязательным атрибутом конкуренции в крупных городах. По данным INFOLine, за первое полугодие 2021 года наибольший прирост из сектора food retail показали именно экспресс-доставки. Лидерами рейтинга по онлайн-продажам стали Х5 (+181% год к году), «Сбермаркет» (+224% год к году) и «ВкусВилл» (+430% год к году). В подобных конкурентных условиях игрокам очень сложно сформировать уникальное предложение – сокращение сроков доставки конечно, а все новые успешные идеи в минимальные сроки перенимаются конкурентами.

В итоге ритейлеры начали формировать экосистемный подход – когда клиент подключается к единому сервису, закрывающему сразу несколько его потребностей, и остается с данным оператором надолго. В таких условиях появляется необходимость усиления позиций и формирования уникального предложения для клиента, которое и может создать экосистема. 

Мы считаем, что подобный тренд со временем будет перениматься и другими более мелкими игроками, а также, что приобретённые маркетплейсами банки со временем будут формировать более полный спектр услуг и расширять возможности экосистемы.

Может быть интересно: О перспективах акций Dell

Комментарии