Чем порадовала российская экономика в апреле

Росстат опубликовал экономические индикаторы за апрель – первый месяц снижения ВВП. По оценке Минэкономразвития, в апреле ВВП РФ снизился на 3% год к году.

Экономика ожидаемо перешла к спаду вследствие разрыва производственных, технологических, логистических и финансовых связей с западными странами. В то же время пока цифры спада далеки от катастрофических, и есть даже весьма удивительные позитивные сюрпризы. Однако ситуация крайне неравномерна по секторам и отраслям экономики. Наибольший удар пришелся на логистику (оборот оптовой торговли в сопоставимых ценах -11,9% год к году, грузооборот транспорта -5,9% год к году, пассажирооборот транспорта -7,7% год к году, внутренний спрос (оборот розничной торговли -9,7% год к году, по непродовольственным товарам -16,8% год к году, что сопоставимо с обвалом весны «ковидного» 2020 года).

В промышленности обвальный спад продолжается в автопроме (производство легковых автомобилей рухнуло в 6,8 раза на 85,4% к апрелю прошлого года), также заметно упало производство кокса и нефтепродуктов на 10% год к году, удобрений на 17% год к году), в том числе калийных – почти на 50%), одежды (-9,4%). Добыча нефти и газа сократилась на 3,6% год к году, добыча угля – на 6,5% год к году. В то же время положительную динамику показывают сельское хозяйство (+3,2%), строительство (+7,9%), в промышленности рост продолжается в производстве лекарств, напитков, мебели, металлоконструкций.

К труднообъяснимым в текущих условиях положительным сюрпризам относятся:
1. Снижение безработицы в апреле до абсолютного минимума (4%);
2. Ускорение роста средней номинальной зарплаты в марте до 20,9% год к году, против 12% год к году в феврале, что выразилось в ускорении роста средней реальной зарплаты с 2,6% в феврале до 3,6% в марте;
3. Бум роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале (+12,8% год к году) с заметным увеличением доли банковских кредитов в структуре финансирования.

На фоне более мягкой, чем ожидалось, реакции российской экономики на санкции, прогнозы ее спада начали смягчаться – последний консенсус-прогноз аналитиков, проведенный Reuters, предполагает снижение ВВП России в этом году на 7,6% (апрельский прогноз -8,4%), а инфляцию по итогам года – на уровне 16,4% (апрельский прогноз 20,5%). «Финам» участвовал в этом опросе – мы сейчас ожидаем спад ВВП в этом году на 7,2% (прежняя оценка 8,5%), а инфляцию по итогам года – 17,8%.

Однако говорить, что кризис преодолен, явно рано – санкции проявляют свое действие постепенно и продолжают нарастать. В конце мая саммит ЕС достиг принципиальной договоренности о частичном эмбарго российской нефти и нефтепродуктов, который через 6-8 месяцев после вступления в силу может затронуть от 2/3 до 90% экспорта российской нефти в ЕС. Дополнительной проблемой может стать анонсированный ЕС запрет страхования и перестрахования перевозок российской нефти – это может сдерживать переориентацию экспортных потоков российской нефти на азиатские рынки и вызвать сокращение ее добычи.

Давление санкций сказывается также на металлургах и угольном секторе. В трудном положении остаются авиация, автопром, коммерческая недвижимость, непродовольственная розничная торговля. К осени, вероятно, серьезнее почувствуется дефицит предложения в России готовой продукции и комплектующих, связанный с исчерпанием запасов на фоне сократившегося импорта, если к тому моменту не удастся заместить выбывшую продукцию. «Структурная трансформация» экономики пока только в начале пути.

Может быть интересно: Инфляция замедляется

Согласно нашим расчетам на данных Росстата, инфляция на последней полной неделе мая замедлилась до 17,3% год к году. Среднесуточные темпы роста в последние три недели остаются в околонулевой зоне, благодаря чему за весь май месячный показатель (с исключением сезонности) может оказаться минимальным с 2020 года (0,1-0,2% месяц к месяцу).

Продолжение

Комментарии