Вчера цена на нефть марки Brent выросла на 4%, поднявшись выше $100 за баррель на фоне комментариев представителей Саудовской Аравии о возможном сокращении добычи с целью сбалансировать рыночные цены.
Впрочем, согласно информации СМИ, на ближайшем заседание ОПЕК+, которое состоится 5 сентября, вряд ли стоит ждать изменения в текущей политике альянса (сокращение добычи будет возможным в случае возвращения на рынок нефти из Ирана). Ожидания замедления мировой экономики, на наш взгляд, пока еще не транслировались в снижение спроса на нефть.
Так, в статистике по запасам сырой нефти в США пока не наблюдается фундаментальных тенденций – ощутимое снижение запасов на прошлой неделе (на 7,1 млн баррелей) последовало за их пополнением в течение предыдущих 2 недель. Добыча в России, по данным СМИ, к июлю фактически восстановилась до докризисных 11 млн баррелей в сутки – в последние месяцы повышенный спрос на российскую нефть предъявляют в том числе страны ЕС в преддверии вступления в силу нефтяного эмбарго. Более того, с мая включительно Россия занимает первое место по поставкам нефти в Китай (в июле – 1,7 млн баррелей в сутки).
Впрочем, к концу года на фоне вступления в силу санкционных ограничений, мы ожидаем сокращения добычи до 9 млн баррелей в сутки, с учетом ограниченного потенциала перенаправления выпадающих поставок, что может поддержать цены на нефть на повышенном уровне в конце 2022 – начале 2023 годов. Спотовые цены на газ в Европе также сохраняются на пиковых уровнях – вблизи $3000 за тысячу куб. м., а с приближением отопительного сезона при текущем санкционном режиме не исключено обновление рекордных значений.
Высокие цены на нефтегазовое сырье выступают одним из ключевых факторов поддержки курса рубля в условиях действия ограничений на движение капитала и реализовавшейся просадки импорта. Тем не менее, мы полагаем, что коррекция цен на нефть может произойти уже в следующем году на фоне глобальной рецессии (что усилит сокращение номинального российского экспорта от санкционных ограничений). При этом утверждение нового формата бюджетного правила и возвращение валютных интервенций (в полном объеме они, скорее всего, стартуют в начале 2023 года) должны ограничить эффект на рубль от ожидаемых изменений рыночной конъюнктуры.
Может быть интересно: Топ-5 компаний, которые меньше других уязвимы к санкциям
На фоне беспрецедентных санкций и разрыва многолетних деловых связей с европейскими странами Россия переориентирует свою экономику на Восток. Так, только с Китаем товарооборот в первой половине текущего года вырос на 29% (год к году) до $97,7 млрд. Однако Поднебесной интересы российского бизнеса не ограничиваются, отмечает ведущий аналитик отдела анализа финансовых рынков «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов. По его словам, России прежде всего интересны растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Индия, Индонезия, Малайзия.
Комментарии