Как мировые ЦБ запустили рост цен на продовольствие

Информационное агентство Finam.ru провело онлайн-конференцию «Товарные рынки: сырьевой суперцикл в действии?», в рамках которой эксперты обсудили влияние рекордных цен на мировую экономику.

Участники мероприятия сошлись во мнении, что отказ от поставок недорогой российской продукции действительно может привести к продовольственному кризису, причем произойти это может уже в следующем году. По словам аналитиков, в этом случае пострадают не только страны Африки и Ближнего Востока, но и европейский регион.

Цены на энергоносители, металлы, зерновые и масличные культуры находятся на многолетних максимумах из-за жестких санкций против России, занимающей значительную долю на мировых сырьевых рынках. Как отмечает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева, большое количество разнообразного сырья гарантирует стабилизирующую роль нашей страны в мировой экономике: «Отказ от поставок недорогой российской продукции незамедлительно приводит к росту цен и инфляции, поскольку ни один другой поставщик не может в полной степени возместить потери российской продукции. Однако рост мировых цен зависит не столько от нас, сколько от денежно-кредитной политики крупных центральных банков, бесконечно печатающих свои валюты, и от спекулятивных факторов. Изменение их политики и начавшееся падение спроса, которое мы уже наблюдаем, затормозят рост цен».

В частности, Россия и Украина занимают очень большую роль на рынке продовольствия, а Черноморский регион и вовсе называют «хлебной корзиной Европы», добавил главный аналитик ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко. «Рост цен на зерновые влияет на другие продовольственные рынки, и прежде всего на цены на птицу и свинину, которые зависят от стоимости кормовых культур. Сокращение Россией и Украиной экспорта этих товаров приведет к долгосрочному повышению цен на продукцию животноводства. В зависимости от того, насколько масштабным будет сокращение экспорта, продукция животноводства будет на 3-10% дороже, чем была бы, если бы не обострившийся геополитический конфликт», – подчеркнул эксперт.

Лукичева, в свою очередь, добавила, что цены на пшеницу в новом сезоне, который начнется в июне текущего года, останутся высокими. По ее словам, реальный продовольственный кризис с массовым дефицитом может случиться уже зимой 2023 года. «Это произойдет при значительном сокращении урожая зерновых в мире, а также при разрушении логистических цепочек. В этом случае продовольственная безопасность будет под угрозой для наиболее уязвимых стран Африки, Азии и Ближнего Востока, которые были основными импортерами продукции черноморского региона», – прокомментировала аналитик.

Впрочем, проблема угрожающего роста цен на продовольствие, особенно для небогатых семей, активно обсуждается и в ЕС, отметил ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин: «Так, уже есть сообщения об ограничении продаж растительного масла в европейских странах. Дополнительной проблемой стало недавний запрет Индии на экспорт пшеницы. На этом фоне СМИ сообщают о попытках генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша договориться о снятии блокады морского экспорта зерна из Украины в обмен на ослабление санкций против калийных удобрений России и Белоруссии».

В целом, на бытовом уровне продовольственный кризис будет проявляться в общем росте цен на полках продуктовых магазинов, отметил старший риск-менеджер «Алго Капитал» Виталий Манжос. А прямым следствием станет рост политической нестабильности в мире, особенно в странах с низким уровнем жизни, заключил эксперт. 

Может быть интересно: Что может смягчить всплеск инфляции

На днях Росстат опубликовал структуру доходов и расходов потребителей за 1 квартал 2022 года. Ключевым фактором снижения доходов в реальном выражении (-1% год к году) стал всплеск инфляции – дефлятор доходов подскочил сразу до 12% год к году в 1 квартале 2022 года (8% год к году в 4 квартале 2021 года). При этом доходы в номинальном выражении ускорили свой рост в 1 квартале до 10,4% год к году (8,9% год к году в 4 квартале). Именно это защитило реальные доходы от более масштабной просадки.

Подчеркнем, что при этом некоторые компоненты, такие как предпринимательские доходы, доходы от собственности выросли более чем на 20% в номинальном выражении. Наименьшие темпы роста наблюдались в бюджетных трансфертах и зарплатах, что в целом неудивительно: стимулирующие социальные программы еще не были запущены, а индексация зарплат (судя по информации в СМИ) оказалась в пределах ~10%, причем прошла далеко не везде.

Продолжение

Комментарии