Как себя чувствует российский рынок грузоперевозок

Ввиду недостаточного объема данных производственной и таможенной статистики мы оцениваем состояние отрасли, используя данные об объемах транспортировки грузов.

  • Грузооборот в портах в марте упал на 9% год к году, и мы считаем, что решение проблем с морской логистикой будет очень непростым.
  • Ж/д перевозки продемонстрировали устойчивость к кризисной ситуации (-2% год к году), но растущее число порожних вагонов дает понять, что замедление динамики не за горами.

портыМорские порты: грузооборот в марте упал на 9% год к году до 63,5 млн тонн.

Мы считаем, что самую серьезную проблему для российских экспортеров сейчас представляет логистика поставок по морю. В наибольшей степени, на наш взгляд, она влияет на производителей стали и угля. Из-за ограничений на перевалку российских грузов фрахтовые ставки по некоторым видам сырья и материалов взлетели почти втрое, как выяснилось в ходе общения с компаниями сектора. Стоимость фрахта нефтеналивных танкеров сейчас подскочила до $350 тысяч в день – максимального уровня с 2008 года.

Оборот сухих грузов в марте сократился на 19% год к году до 27,9 млн тонн, в основном из-за запрета на импорт стали и угля из России в Европу, а также ограничений на обработку российских грузов со стороны морских перевозчиков и европейских портов. Поставки наливных грузов в марте составили 35,6 млн тонн, не изменившись год к году. Вместе с тем мы считаем, что мартовские показатели не полностью отражают операционные проблемы в сегменте морской логистики.

На наш взгляд, ограничения со стороны Европы серьезно ударили по грузоперевозкам на Балтике. Так, грузооборот порта Санкт-Петербурга в марте упал на 41% до 3,1 млн тонн, что обусловлено сильным сокращением объемов перевалки удобрений (-0,5 млн тонн; -72%) и черных металлов (-0.3 млн тонн; -49%). Увеличение грузооборота в дальневосточных портах закономерно, но, на наш взгляд, эта тенденция потребует строительства складов и расширения пропускной способности железных дорог.

ЖДЖелезные дороги: загрузка снизилась на 2,4% год к году до 106,7 млн тонн.

Самый существенный вклад в сокращение загрузки внесли уголь и нефть, объемы транспортировки которых в марте упали на 4% и 5% год к году соответственно. Также на фоне экспортных ограничений наблюдалось значительное снижение объемов перевозок минеральных и химических удобрений – на 7% год к году. В то же самое время перевозки черных металлов выросли на 5% год к году за счет экспортных поставок и пополнения внутренних запасов.

На середину апреля, по оценкам РЖД, простаивало 137 тысяч грузовых вагонов (включая 37 тысяч полувагонов), что затрудняет передвижение по некоторым путям. Это связано с сокращением экспортного трафика на фоне наложенных санкций. В 2021 на внешний трафик приходилось свыше 40% общих объемов перевозок.

По данным РЖД, с начала апреля объемы заявок на транспортировку товаров в сибирском и дальневосточном направлении выросли почти на 30% год к году. Мы ожидаем, что этот тренд продолжится и объемы восстановятся во 2 полугодии 2022 по мере адаптации российской экономики к внешнеторговым ограничениям.

Может быть интересно: Как Delta Air Lines выходит из кризиса

13 апреля отчет за первый квартал 2022 финансового года представила компания Delta Air Lines, Inc. (DAL) – один из ведущих авиаперевозчиков США. Выручка эмитента за рассматриваемый период составила $8,161 млрд (без учета поступлений от продажи топлива), что примерно соответствует общерыночным ожиданиям. Скорректированный убыток на акцию в размере $1,23 оказался чуть меньше консенсус-прогноза.

Несмотря на слабый сезон и возникшие проблемы в начале года, связанные с ухудшением погодных и эпидемиологических условий, компании удалось подтвердить гайденс пропускной способности на уровне 83% от показателя соответствующего квартала 2019 года. При этом скорректированная выручка (без учета продаж топлива) оказалась немного выше ожиданий менеджмента. Слабым моментом отчета стали данные заполняемости лайнеров: 75% против ожидаемых 78,8%.

Продолжение

Комментарии