Аналитики «Финама» провели оценку инвестпривлекательности «Транснефти» – российского монополиста в сфере транспортировки нефти. Акции компании привлекательны в первую очередь стабильными высокими дивидендами, а потенциальный сплит бумаг может увеличить ликвидность и расширить базу акционеров. Потенциал роста бумаг составляет 26,8% при целевой цене 115571 рублей.

«Транснефть» – естественная монополия в области транспортировки нефти и нефтепродуктов. Среди ее крупнейших клиентов – «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Лукойл». В начале года компания транспортировала около 83% всей нефти и 29% всех нефтепродуктов в России.

Как и многие другие российские эмитенты, «Транснефть» не публиковала финансовые результаты, что с учетом перебоев с экспортом и добычей осложняет прогнозы. Тем не менее аналитики «Финама» полагают, что по итогам текущего года компания увеличит выручку на 9,9% преимущественно за счет индексации тарифов и увеличения цены реализации нефти. «Стоит учитывать, что компания перепродает нефть почти с нулевой маржой, в связи с чем рост выручки от данного сегмента не влияет на прибыль, которая может оказаться близка к прошлогоднему показателю», – отмечается в исследовании.

В «Финаме» отмечают, что нефтедобыча в России за счет достаточно низкой базы прошлого года может практически не измениться. По оценкам главы компании Николая Токарева, за первые семь месяцев 2022 года «Транснефть» увеличила объем отгрузки нефти и нефтепродуктов морем на 30% (год к году) за счет переориентации европейского трубопроводного экспорта.

Позитивным моментом в инвестиционной истории «Транснефти» аналитики называют высокие дивиденды. Учитывая стабильный показатель FCF и потребность бюджета в деньгах, с 2022 года компания вернется к практике выплаты половины прибыли по МСФО в виде дивидендов, прогнозируется в исследовании: «На этом фоне размер выплат за 2022 год, по нашим оценкам, может составить 12528 рублей, что соответствует 13,8% доходности».

Даже после снижения стоимости акции «Транснефти» в абсолютном выражении являются самыми дорогими на Московской бирже, что делает их недоступными для большинства розничных инвесторов. «До начала СВО менеджмент рассматривал вариант сплита, и мы полагаем, что в среднесрочной перспективе компания может вернуться к этому вопросу. Потенциальный сплит может увеличить ликвидность и базу инвесторов компании», – подчеркивают аналитики.

С начала года привилегированные акции «Транснефти» отстали от нефтегазового сектора и показали динамику на уровне Индекса Мосбиржи. Однако текущее падение акций компании аналитики «Финама» считают избыточным: «Учитывая ожидание высоких дивидендных выплат и умеренное снижение добычи в стране, полагаем, что на данный момент акции «Транснефти» привлекательны для покупок».

Ключевым риском для бизнеса «Транснефти» выступает влияние санкций с 2023 года. Эмбарго ЕС на морские поставки нефти и нефтепродуктов вместе с попыткой ограничить стоимость российской нефти могут снизить добычу в стране на 9-14%, что негативно отразится на операционных и финансовых показателях «Транснефти». «Также нельзя исключать снижения нормы выплат дивидендов в случае повышения капитальных затрат для переориентации экспорта на рынки АТР или введения дополнительного налога для пополнения бюджета», – полагают эксперты.

Также по теме: Что ожидать от мирового рынка нефти

В конце октября 2022 года Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) опубликовала доклад «Перспективы мирового рынка нефти до 2045 года». Такой длинный прогноз вряд ли может претендовать на абсолютную точность, но он как минимум задает определенный вектор и позволяет оценить перспективу мирового рынка энергоносителей.

Спрос на нефть

В 2021 году мировой спрос на нефть составил почти 97 млн баррелей в сутки. К 2045 году он вырастет на 13 млн баррелей в сутки, до 110 млн баррелей в сутки. Центр роста будет лежать в развивающихся странах за пределами ОЭСР.

Продолжение 

Комментарии