Банк России ожидаемо сохранил ключевую ставку на уровне 20% годовых. Регулятор не привел ориентиров по инфляции и другим макроэкономическим показателям на ближайшую перспективу, в целом отметив преобладание проинфляционных рисков и незаякоренность инфляционных ожиданий.
Есть намеки на то, что политика будет умеренно жесткой, и более ситуативной, решения придется принимать, оперативно реагируя на обстановку. Целевой уровень инфляции утратил актуальность, поскольку его достижение перенесено на 2024 год, и, по всей видимости, будет зависеть от многих обстоятельств. Значительно повышается роль бюджетной политики в динамике инфляции. Но при этом, о планах административного контроля над ценами не сообщалось. К внешним рискам – инфляция, повышение ставок – добавились новые вызовы. При этом, неопределенность относительно адаптации национальной экономики к санкциям сохраняется, по мнению регулятора, и на длинном горизонте.
Рубль прекратил укрепление после объявления решения по ставке, хотя оно совпало с ожиданиями рынка. В краткосрочной перспективе решение (вместе с другими мерами) поддержит рубль. Пока торги на фондовом рынке закрыты, и ОФЗ недоступны, снижать ставку преждевременно. После открытия рынка котировки ближних ОФЗ ожидаются в диапазоне 20-23% (по доходности). Однако, длительное удержание ставки на уровне значительно выше инфляции, на мой взгляд, усилят спад в экономике, который регулятор уже прогнозирует в течение ближайших кварталов, что, по-сути, может означать, рецессию.
Инвесторы не теряют надежды на открытие рынка в ближайшие дни. Высокая ключевая ставка сейчас хуже для банков, для компаний, которым предстоит рефиннсирование рублевых платежей. Однако, по экспортерам в целом инфляция на внутреннем рынке бьет не сильно. Пересматривать договоры на оплату труда и с локальными поставщиками они пока не спешат. Зато санкционное давление на бизнес усиливает риски дефицитов, и в условиях того, что экспортеры из-за санкций и нарушения логистических цепочек будут отказываться от части долгосрочных контрактов в пользу контрактов с привязкой к текущим ( и более высоким) спотовым ценам, выигрывают в текущей ситуации.
Может быть интересно: 10 шагов, чтобы Евросоюзу отказаться от «Газпрома»
Страны Запада начали планировать более системные шаги по ограничению поставок энергоносителей из России на ключевые мировые рынки. Так, вчера МЭА в соответствии с решением, принятым 1 марта, опубликовало свои предложения по снижению зависимости Европы от российского газа.
По данным МЭА, Россия поставила в Европу в 2021 году около 140 млрд куб. м трубопроводного газа и еще 15 млрд куб. м в виде СПГ. В результате доля поставок из нашей страны составила 45% от общего импорта газа в Европу и около 40% от потребления.
План агентства – уменьшить поставки газа из России на треть в 2023 году и до нуля к 2030 году. Он укладывается в 10 ключевых направлений, включающих меры по пересмотру каналов поставки энергоносителей, развитие электроэнергетики и реформу рынка конечного потребления, направленную на повышение энергоэффективности:
Комментарии