Прямой запрет затрагивает не более 15% всего российского нефтяного экспорта

В среду можно было увидеть попытку восстановления по нефтяным фьючерсам, но к концу сессии коррекционные настроения вновь перевесили. Котировки закрыли торги в небольшом минусе. Внутридневная амплитуда колебаний постепенно сокращается, отмечая более стабильный характер торгов. Вероятно, в ближайшее время энтузиазм продавцов иссякнет, и покупатели могут на какое-то время перехватить инициативу. При этом о возвращении к максимумам речи не идет, вероятной целью выглядит зона $105-110 за баррель.

В фокусе остаются переговоры между Россией и Украиной, с которыми участники рынка связывают перспективы санкций в отношении российской нефти. На текущий момент от поставок отказались только США и Канада. Великобритания планирует отказаться от импорта до конца года. Санкции ЕС накладывают ограничения на инвестиции в российские добывающие проекты, но предусматривают исключения. Прямого запрета на импорт энергоносителей из РФ в ЕС нет.

Таким образом, прямой запрет затрагивает не более 15% всего российского нефтяного экспорта или менее 1% от мировых поставок. В то же время морские перевозчики, страховщики и банки предпочитают избегать российской нефти, опасаясь новых санкций и репутационных рисков. Участники рынка ждут снижения напряженности и четких инструкций, в каких рамках теперь можно вести бизнес с Россией. До появления определенности российская Urals может торговаться с существенным дисконтом к эталону Brent, который в начале месяца достигал рекордных уровней в районе $28 с барреля.

В очередном прогнозе от МЭА специалисты агентства понизили оценку спроса на 1 млн баррелей в сутки, но параллельно допустили падение российской добычи на 3 млн баррелей в сутки, начиная с апреля. Агентство ожидает дефицит на протяжении года и дальнейшее снижение мировых запасов, которые в январе уже были на 11% ниже среднего уровня 2017-2021 годах.

Оценка выпадающей российской добычи выглядит преувеличенной, если ориентироваться на уже принятые и ожидаемые к вводу ограничения. Вероятно, апрельские данные будут сильно отличаться от текущего прогноза.

А вот сокращение оценки спроса является негативной предпосылкой для цен, хотя здесь уже прослеживается эффект обратной связи – сами по себе цены настолько высоки, что начинают негативно влиять на деловую активность. Это значит, что сильного снижения цен ожидать не приходится.

Еженедельный отраслевой отчет от EIA показал ощутимый рост запасов нефти на 4,3 млн баррелей при стабильной добыче и сокращении чистого импорта на 0,4 млн баррелей в сутки. При этом загрузка НПЗ превысила 90%, а запасы бензина сократились на 3,6 млн баррелей.

Данные выглядят смешанными. Вероятно, рост запасов был вызван логистическими сложностями, поскольку спрос остается достаточно сильным, а предложение за неделю снизилось. Реакция нефтяных котировок была невыразительной. Фьючерсы отреагировали на статистику кратковременной просадкой, после чего перешли к восстановлению.

Сегодня с утра фьючерсы на Brent растут на 1,2% к уровням предыдущего дня и торгуются в районе $99,2 за баррель.

Может быть интересно: 10 шагов, чтобы Евросоюзу отказаться от «Газпрома»

Страны Запада начали планировать более системные шаги по ограничению поставок энергоносителей из России на ключевые мировые рынки. Так, вчера МЭА в соответствии с решением, принятым 1 марта, опубликовало свои предложения по снижению зависимости Европы от российского газа.

По данным МЭА, Россия поставила в Европу в 2021 году около 140 млрд куб. м трубопроводного газа и еще 15 млрд куб. м в виде СПГ. В результате доля поставок из нашей страны составила 45% от общего импорта газа в Европу и около 40% от потребления.

План агентства – уменьшить поставки газа из России на треть в 2023 году и до нуля к 2030 году. Он укладывается в 10 ключевых направлений, включающих меры по пересмотру каналов поставки энергоносителей, развитие электроэнергетики и реформу рынка конечного потребления, направленную на повышение энергоэффективности:

Продолжение

Комментарии