Рынок маркетплейсов, относительно недавно появившись как явление, уже начал занимать существенное место в жизни людей.

Особенно сильный скачок в развитии они получили в пандемию на фоне снижения офлайн-трафика из-за карантинных ограничений и продолжили набирать популярность по мере восстановления рынка. Агрегаторы привлекательны, с одной стороны, для клиентов - своим удобством и скоростью доставки, с другой, – для бизнеса -низкими барьерами входа, разветвленной сетью рекламы, собственной системой логистики и относительно небольшими издержками. Мы считаем, что данный сегмент интернет-торговли будет активно масштабироваться как минимум на протяжении 3 лет как за счет вытеснения офлайна, так и укрепляя свои позиции на рынке продовольственной торговли.

По данным Data Insight, в целом объём рынка e-commerce (интернет B2C-торговля) в 2021 году увеличился на 52% год к году, и достиг 4,1 трлн рублей. Основная доля приходится на онлайн-заказы товаров и услуг через интернет (сайты или приложения) кроме маркетплейсов (2,5 трлн рублей) Однако, доля маркетплейсов составила 37% с объемом рынка 1,5 трлн рублей, увеличившись на 111% год к году (темп роста выше, чем у интернет-торговли в целом). Если смотреть по количеству заказов, то на их долю приходилось 62% из-за того, что средний чек в маркетплейсе ниже на 40%, чем в целом по интернет-торговле (1420 рублей против 2400 рублей соответственно).

Основными причинами роста популярности маркетплейсов являются удобство для клиентов и низкий барьер входа – для продавцов. Как мы уже упоминали, средний чек в маркетплейсе ниже, чем в среднем в e-commerce, и при этом снижается последние годы в среднем на 12-15% в год. Это является позитивным моментом для агрегаторов, поскольку население обращается к интернету все чаще, даже за мелкими покупками.

По большому счету, сейчас потребительский рынок переживает трансформацию, где онлайн-заказы превращаются в повседневную практику. Доля проникновения онлайн-торговли на российском рынке в 2020 году оценивалась как 50% – это процент населения, который совершил хотя бы одну покупку в интернете за 12 месяцев. На развитых рынках эта доля доходит в среднем до 65-70% (Китай – 64%, США – 77%, Германия 74%). При этом, стоит отметить, что Россия за последние годы является одним из самых быстрорастущих рынков с точки зрения e-commerce, и мы ждем, что рост продолжится.

Чтобы определить, куда могут расширяться маркетплейсы, стоит понять, какие рынки они могут на себя переключить. Как правило, на маркетплейсах не покупают продукты питания, для этого есть специальные направления магазинов по доставке еды и продуктов («Самокат», «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка», «СберМаркет» и Delivery Club), однако последние годы набирает популярность формат экспресс-доставок продуктов питания на маркетплейсах, так, в 2021 году на них пришлось около 7-13% онлайн-рынка. Однако офлайн-ритейлеры также активно наращивают сервисы доставки, и мы не ждем полного перехода рынка под влияние агрегаторов. По нашим оценкам, к 2024 году на маркетплейсы может прийтись порядка 15% онлайн-рынка доставок готовой еды и продуктов питания. Будет справедливым отметить, что продуктовый ритейл имеет в целом огромный потенциал для развития онлайн-сегмента, поскольку сейчас эта доля занимает 2-2,5%, а к 2024 году мы ждем роста до 4% от всего продовольственного ритейла.

Касательно непродуктового ритейла, тут дела обстоят совершенно иначе, поскольку многие магазины одежды, электроники и других товаров уже много лет имеют собственные сайты, и приобретение непродовольственных товаров в интернете для многих является обычной практикой. Доля интернет-торговли в непродовольственном ритейле составляет 26% и имеет потенциал роста до 35% к 2024 году. Доля маркетплейсов в непродуктовом ритейле также будет расти, мы ждем, что относительно остального онлайн-сегмент она вырастет с 37% до 46%.

маркетплейсы и интернет-торговля

В итоге рынок маркетплейсов, относительно недавно появившись как явление, уже начал занимать существенное место в жизни людей. Особенно сильный скачок в развитии они получили в пандемию на фоне снижения офлайн-трафика из-за карантинных ограничений и продолжили набирать популярность по мере восстановления рынка. Мы ждем, что в целом рынок интернет-торговли в 2022 году вырастет на 24% год к году до 5089 млрд рублей, а к 2024 году практически удвоится – до 7344 млрд рублей. При этом сегмент маркетплейсов мы рассматриваем как наиболее перспективный и быстрорастущий, поскольку он привлекателен, с одной стороны, для клиентов своим удобством и скоростью доставки, с другой – для бизнеса низкими барьерами входа, разветвленной сетью рекламы, собственной системой логистики и относительно небольшими издержками. Мы считаем, что данный сегмент будет активно масштабироваться как минимум на протяжении 3 лет: ждем рост в 2022 году на 41% год к году, до 2121 млрд рублей, а в перспективе до 2024 года ожидаем роста до 3386 млрд рублей со средним темпом 31% в год.

Может быть интересно: Топ-5 акций китайских IT-компаний

Важнейшим драйвером роста компаний фонда станет стремительное развитие электронной коммерции в Поднебесной и сохраняющийся спрос на видеоигры, полагают в «Финаме»: «Сейчас общее количество пользователей интернета в Китае насчитывает около 1 млрд, из которых более 700 млн покупают товары онлайн. Проникновение интернета в сельские районы будет способствовать расширению рынка e-commerce, который к 2024 году достигнет $3,6 трлн». Аналитики отмечают, что не теряют своей актуальности и онлайн-видеоигры: к 2026 году за счет интереса к иммерсивному контенту и виртуальным мирам число игроков в Китае может вырасти до 883 млн.

Продолжение

Комментарии